Брендинг Херсона и области

Бренд Херсона Скифское СолнцеЭту работу мы с гордостью считаем самой интересной в истории нашей деятельности!

Бренд Херсона и области Скифское Солнце – уже более 10 лет успешно идентифицирует и помогает продвигать потенциал нашего региона.

Среди всех видов брендинга именно брендинг дестинаций является самым сложным направлением. Он должен учитывать интересы многих разных целевых групп, поэтому важнейшим в разработке является необходимость их консолидировать чтобы в итоге прийти к общему видению.

Кто заказчик бренда дестинации?

Когда инициатива разработки идет «сверху», например, от органа власти, все выглядит проще. Админресурс позволяет не замечать мнения других групп и объявить брендом города вариант, устраивающий организаторов процесса. Но новейшая история воочию демонстрирует множество примеров, когда созданные таким образом бренды не живут дольше, чем инициаторы создания остаются у власти.

Бывает, что бренд дестинации разрабатывает по своей инициативе дизайнер, или дизайн-студия. Таких случаев также много, но ни в одном из них бренд не имеет широкого распространения и часто игнорируется властями или другими целевыми аудиториями. Такой бренд радует только своих создателей и небольшую группу поклонников непродолжительный срок.

Поэтому первым шагом удачной разработки бренда дестинации является создание правильной механики и взаимодействия между стейкхолдерами и целевыми группами. Именно с этого мы и начали. Более подробно с историей создания можно ознакомиться, нажав плюс:

Детали:

ДАТА НАЧАЛА

март 2011

ВЫПОЛНЕНО
ДИЗАЙНЕРЫ

Алексей Мирошников
Константин Ястребов
Юрий Подоба
Марина Плясова
Анна Белоконь
Антон Крыжановский
Николай Подмогильный

В первом десятилетии 21 века мир охватила волна брендинга городов и дестинаций. С исследовательским интересом наше Брендинговое агентство ГРЕЙДС следило за попытками городов Европы, США и стран бывшего СНГ внедрять дестинационные бренды для улучшения собственной идентификации в глазах туристов, инвесторов, местных жителей.

Большинство этих попыток успеха не имело. Не был исключением и Херсон. Наиболее заметным был проведен в 2008 году конкурс общественного движения «Возрождение Херсона». Над концепцией бренда больше двух месяцев работала творческая группа, в составе которой были ученые, историки, экономисты. В результате работы группа пришла к мнению, что существующие образы Херсона лучше всего объединить и выразить через идеальную силу – энергию Солнца. Участники конкурса пытались графически раскрыть тему города Солнца и по результатам конкурса был определен победитель, однако организаторы на этом не остановились и продолжили поиски графического решения, представленного 6 декабря 2008 года в ХОАМДТ им. М.Кулиша.

Из-за слабости графического воплощения главного визуального атрибута бренда – логотипа, можно сказать, что в результате этих инициатив бренд у Херсона не появился, хотя исследовательская часть, по нашему мнению, заслуживала внимания.
Далее от внимательного наблюдения мы перешли к активным действиям и в марте 2011 года руководителем ХОО Союза рекламистов Украины, директором БА ГРЕЙДС Алексеем Мирошниковым было объявлено о новом проекте создания дестинационного бренда Херсона:

Проанализировав на тот момент десятки примеров брендинга городов Украины и СНГ, мы выработали собственную механику разработки территориального бренда, которая заключается в следующем:

ЭТАП 1. ИССЛЕДОВАНИЕ.
К этой работе мы пытались привлечь максимум заинтересованных лиц, организаций и проектов для того, чтобы решение максимально соответствовало мнению общества. Также на этом этапе было полезно изучать опыт всех предыдущих попыток, не сбрасывая их со счетов.

ЭТАП 2. РАЗРАБОТКА.
Необходимое условие успешности данного этапа – участие профессионалов, поскольку количество разработанных логотипов не способно перерасти в качество.

ЭТАП 3. Оценка, выбор и утверждение вариантов.
Кто должен выбирать лучший вариант? Все те, кто потенциально может использовать его, а также те, для кого он создается.
Здесь также важно не количество, а компетенция оценивающих лиц. Данный этап не может обойтись без привлечения бизнесменов и политиков, которые, собственно, и будут одними из основных пользователей данных разработок, представляя по долгу службы или деловым интересам наш регион.

И понеслась…

ЭТАП 1. ИССЛЕДОВАНИЕ

Задача этапа – поиск и проявление сильных сторон Херсона, на которых следует акцентировать внимание. Все, кому эта тема была интересна, могли поделиться своими соображениями в апреле 2011 года в актовом зале кафедры дизайна ХНТУ. Там прошло первое расширенное заседание рабочей группы, на которое были приглашены все желающие высказать свое мнение на брендинг Херсона. Эта встреча была чрезвычайно ценна для нас тем, что фактически в режиме мозгового штурма мы получили «срез» мнений и точек зрения разных людей и организаций, которых объединяло одно общее желание сделать наш город лучше. На заседании были распространены анкеты проекта, параллельно проводился опрос через форму на сайте проекта brand.ks.ua.
Далее были еще несколько бренд-сессий, в результате которых мы пришли к следующим выводам:

ЭТАП 2. РАЗРАБОТКА

Над разработкой атрибутов бренда должна была работать группа дизайнеров под управлением Херсонского областного отделения Союза дизайнеров Украины. Приглашались все желающие с единственным минимальным условием – наличие практического опыта в создании логотипов. Таковых было около 10 дизайнеров.
Но так получилось, что после объявления старта желающих работать стало меньше и знак разрабатывали только дизайнеры БА ГРЕЙДС. В поисках лучшего варианта мы прорисовывали пиктограммы озвученных достоинств края, пытались объединить его в единый знак. Выходило громоздко и неубедительно. Между тем, все современные тренды создания логотипов говорят о том, что чем лаконичнее знак, тем он успешнее.
Так пришли к уже озвученному ранее выводу — для позиционирования сильных сторон города идеально подходит метафорический образ Объединяющего Солнца.

Образ Солнца является универсальным природным феноменом, почитавшимся многими народами, которые с давних пор населяли территорию нынешнего Херсона и Херсонщины, о чем свидетельствуют многочисленные археологические артефакты.

Территория современного города Херсона была заселена с дохристианских времен. Считается, что первый человек появился здесь в эпоху меди и бронзы. На месте, где была расположена Херсонская крепость, а сейчас находится один из центральных парков, было найдено скифское захоронение IV-III вв. до н. Это дает Херсону уникальную возможность гораздо более глубокого и яркого позиционирования, чем ассоциация с фактом основания города указом императрицы. Поэтому мы считаем, что использование образа Солнца как обобщающего образа всех преимуществ нашего города полностью оправдано и достаточно обоснованно.

Учитывая существующее на тот момент конкурентное окружение среди других городов Украины, которые заявляют о появлении собственных брендов, прямых тождеств и сходств с образом Солнца, не было замечено. Использование образов скифско-сарматского периода также не обнаружено, хотя география их пребывания была очень обширна.

Вторым важным откровением для нас в ходе разработки стало погружение в мир «золотой спирали» Фибоначчи. Вся окружающая природа дает нам свои подсказки и именно золотая спираль стала основой для построения будущей айдентики. Кроме того, спираль является схематическим образом эволюции вселенной и жизни вообще. Сочетая в себе форму круга и импульс движения, спираль является символом времени, цикличности, непрерывности существования. Как плавная нескончаемая линия Спираль символизирует развитие, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания и самой жизни.

Так появилось графическое решение солярного символа, которому мы дали название «Скифское Солнце».

Бренд Херсона и области Скифское Солнце
Спирали бренда Херсона и области Скифское Солнце

Базовый элемент Солнца – спираль – делает систему гибкой и способной легко адаптироваться к отображению различных семантических единиц. С помощью спирали строим пиктограммы для водных ресурсов, растениеводства, животноводства, промышленности, образования, истории и культуры и многое другое.

После одобрения варианта рабочей группой проекта, в БА ГРЕЙДС были созданы производные знаки – туристический и инвестиционный бренды. И система визуальной идентификации была испытана на таких важных для Херсонской области мероприятиях, как международный инвестиционный форум «Таврийские горизонты» и Международный туристический форум. Айдентика была хорошо воспринята важнейшими целевыми аудиториями – туристами и инвесторами.

логотипы форумов на основе бренда Херсона и области Скифское Солнце

За следующий год мы получили много положительных отзывов от специалистов по брендингу из Украины и за рубежом. В июне 2012 года совместно с управлением внешних связей ХОГА мы представили «Скифское Солнце» на международном фестивале географического маркетинга и брендинга OPEN (г. Минск).

презентации бренда Херсона и области Скифское Солнце

Международное жюри фестиваля, в состав которого были приглашены эксперты территориального брендинга с мировым именем, высоко оценило данную работу. Заняв престижное второе место и завоевав награду фестиваля, бренд еще раз подтвердил свой потенциал.

Высокую оценку экспертов бренд также получил в июне 2016 года на международной конференции «Брендинг дестинаций: залог построения успешной репутации», организованной Департаментом туризма и курортов Министерства экономического развития и торговли Украины в сотрудничестве со Всемирной туристической организацией – специализированным агентством ООН. Было отмечено, что территориальный бренд «Скифское Солнце» можно смело ставить в ряд лучших территориальных брендов Украины, о чем также свидетельствовала экспертная оценка Тома Банкла (спикера конференции Брендинг Дестинаций).

Бренд активно использовался в презентациях Херсона и области на туристических выставках и в туристических путеводителях и каталогах «Херсонщина Туристическая» и «Kherson Travel Guide», которые издает Брендинговое агентство ГРЕЙДС.

оформление выставки на основе бренда Херсона и области Скифское Солнце
оформление выставки на основе бренда Херсона и области Скифское Солнце
путеводители Херсонщина Туристическая
путеводители Херсонщина Туристическая
путеводители Херсонщина Туристическая – Kherosn Travel Guide
путеводители Херсонщина Туристическая

Далее примеры использования бренда Скифское Солнце в сувенирной и промопродукции, а также в оформлении административных зданий Херсона и области:

Гибкость и жизнеспособность любой СВИ (системы визуальной идентификации) лучше всего демонстрирует возможность создания производных содержательных символов и логотипов, а также ее признание жителями дестинации (см. фото с татуировкой на ноге девушки).

производные знаки от бренда Херсона и области Скифское Солнце

Для популяризации города и области не всегда требуется большой бюджет. Используя пример Одессы, мы делали акции «народной дипломатии», когда житель Херсона делает селфи с табличкой «Люблю Херсон» и размещает фото в соцсетях:

Видеоверсии основного и вспомогательных символов:

Мы верим в силу символов и знаков! И во время оккупации нашего города рашистской сволочью, пусть животворная сила Херсонского Солнца будет способствовать скорейшему освобождению нашей земли:

Херсон – це Україна!

11.11.2022 – Херсон освобожден! Спасибо ВСУ, всем силам обороны, всем волонтерам, кто приближал и приближает нашу Победу!
А для бренда Скифское Солнце наивысшая честь оказаться на шевронах наших отважных героев.

Бренд Херсона Скифское Солнце на шевроне воина ВСУ